Разработка концептуальных устоев и на их базе современной государственной кадровой политики является объективной потребностью и важным условием современности, утверждения демократических принципов управления социальными процессами и рыночных условий хозяйствования.
Главной целью государственной кадровой политики есть прогнозирование и программирование кадрового обеспечения, определение стратегического видения формирования, профессионального развития и рационального использования кадров, всех трудовых ресурсов Украины.
Целью работы является определение ключевых проблем в формировании современной кадровой политики. Формирование государственной кадровой политики – достаточно сложный и многогранный процесс, в котором взаимодействуют объективные и субъективные факторы. Он включает в себя последовательное осуществление законодательных, организационно-управленческих, научно-исследовательских и других мер. В ходе реализации всего спектра мер внимательно сохранить оптимальное соотношение новаций и наследственности, перспективности и прагматизма. Кадры являются более стабильным социальным элементом общества и страны, носителем их традиций и опыта. Именно кадры государственной службы должны сохранять эти качества даже при изменении общественно-политического направления государственных институтов и их структуры.
Под государственной кадровой политикой понимают государственную стратегию, выражающую волю народа, политический курс работы с кадрами на общегосударственном уровне, стратегию формирования, развития и рационального использования кадров, всех человеческих ресурсов государства. [4]
Только на общегосударственном уровне кадровая политика как часть государственной политики в целом является интегральным отражением групповых, местных, корпоративных и других интересов, становится собственно политической стратегией.
В структурно-содержательном смысле государственная кадровая политика – это система официально признанных целей, задач, приоритетов и принципов деятельности государства по организации и регулированию кадровых процессов и отношений. Эти принципы, в свою очередь, определяют и главные критерии оценки кадров, пути усовершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, рационального использования кадрового потенциала государства.
Кадровая политика как наука призвана на основе идей, принципов, критериев отражать выявленные закономерности развития реальных кадровых процессов, устойчивые связи и отношения, придающие им определенную качественную характеристику, определяют основные черты и принципы кадровой работы.
В то же время государственная кадровая политика субъективна по формам, механизмам, технологиям реализации, что в основном определяется субъективными действиями отдельных лиц – лидеров, руководителей государственных структур. Государственная кадровая политика и деятельность по ее реализации – это процесс, сознательно регулируемый целенаправленным и высоко организованным инструментом власти (правовыми актами), одним из важнейших управленческих рычагов.
Государственная кадровая политика связывает в единое целое различные организационные мероприятия и действия по подбору и расстановке руководящих кадров с социально-экономическими, политическими, управленческими, культурно-духовными подсистемами украинского общества, с исторически сложившимися в массовом сознании традициями и стереотипами. В этом смысле кадровая политика страны является совокупностью разных социальных функций; определяет пути и средства кадрового обеспечения реформ; профессионализм их осуществления; является важным фактором сохранения и укрепления целостности государства, социально-политической устойчивости общества и выступает элементом регулирования жизнедеятельности населения.
Объектом собственного влияния правительство считает весь кадровый потенциал общества, все человеческие ресурсы. Вместе с тем объектом непосредственного государственного управления являются кадры государственной службы, составляющие основу аппаратов органов государственной власти. Механизмы управления государственными служащими в отличие от действий организации кадрового потенциала производственных, предпринимательских, финансово-банковских структур имеют свои особенности и жестко регламентируются системой нормативно-правовых актов страны, что обуславливает необходимость построения четкой схемы сопровождения работы с кадрами.
Конституцией Украины определен курс на развитие демократического, правового, социального государства, которое направляет свою деятельность на становление социально-ориентированной рыночной экономики и демократических институтов в условиях развития всех форм собственности.[1]
Курс на развитие именно такого государства определяет необходимость подготовки нового типа управленческих кадров, образ мышления и стиль деятельности которых отличается от работников органов административно-командной системы, а их количество и уровень профессионализма определяется содержанием процессов по управлению соответствующими секторами социально-экономического механизма государства.
Кадровая политика не должна быть узкопрагматичной, рассчитанной только на кадровое обеспечение решения текущих задач, а должна учитывать тенденции реформирования государства и общества. Необходимо разрабатывать кадровую политику и настоящего, и будущего государства.